Только отзвенит, и в синей дали снова песня душу бередит: "Вдоль Онона всадники скакали..." Это голос матери звенит... Утахан Ононойнгоо эрье дээгуур Унагшаал табидаг hаа, гоёол hэн ха. Ушарhан гансахан амаран тайгаа Уулзаадш тарадаг hаа, гоёол hэн ха...

суббота, 11 февраля 2017 г.

Гантимуровы - князья по московскому списку пожизненно

Сколько народностей Сибири и Дальнего Востока, кроме русского, проживает в начале XXI на планете? Посмотрим на географическую карту, и заглянем в энциклопедию. По данным 2002 года общая численность: бурят, вместе с проживающими в Китае и Монголии, – более 500 тысяч, якутов – 382 тысячи, тувинцев – 270 тысяч, эвенков около 70 тысяч, эвенов – 19 ты-сяч, хакасов – около 70 тысяч, ненцев – 41 тысяча, манси – около 12 тысяч, ханты – более 12 тысяч, нивхов – около 5 тысяч человек. Есть народности, численность которых колеблется более или менее 1000 человек.

В разное время многие из этих народов имели и разные самоназвания, которые были утеряны, а иные племена и вовсе исчезли, растворившись в других народах. Но прапамять монгольских народов свято помнит о людях одного из своих сильнейших и мужественных племен – хамниганах, гвардейцах и знаменосцах войска. Русские люди называли их конными тунгусами. Многие из них сохранились и до наших дней (в Монголии и России – около 20 тысяч человек). Считается, что как племя они исчезли, обогатив дух и кровь русских и бурят мужеством и выносливостью, честью и совестью.

В Америке почитают вождя племени индейцев Сиэтла, его именем в 1853 году назван крупнейший город. На карте России нет города, носящего имя хоть одного представителя народов Сибири и Дальнего Востока. Между тем, вождь хамниган в XVII веке оказал такие услуги русским землепроход-цам, что они дали возможность расширить границы Руси до сегодняшней России. Расскажем о князе Гантимурове…
Первые вести о серебре были поданы с берегов Шилки и аукнулись на Иргени, где стоял со своей ватагой Петр Бекетов. Есть звон, значит, есть и серебро! Но как добраться до Шилки? Местные люди говорят, что от Иргени по Ингоде до Шилки можно дойти дней за десять. Там еще есть река Нерча, по берегам которой кочует со своими людьми князь Ган Тумэр. Об этом же говорит Петру Бекетову, побывавший в тех местах Максим Уразов: «...тот князец радеет государю и прямит со всеми своими улусными людьми». Зи-мой 1653 года Бекетов снова отправляет по замерзшей Ингоде Максима Ура-зова с наказом: «Пришед на великую реку Шилку, на усть Нерчи реки приискать крепкое и угожее место, где бы государеву острогу быть, чтоб к тому острогу по блиску были пашенные места и рыбная ловля... А будет неможно у тергечинов хлеба купить на государевы товары, на сукна и на котлы, и на олово, то тот товар продать на соболи иным тунгусам и на те соболи купить хлеба яровова на семена». Что и было сделано впоследствии.

И вот весной 1654 года Петр Бекетов отправился на Нерчу, где строился острог. Скорее всего, это было небольшое зимовье. Там и пересеклись пути русских землепроходцев и вождя хамниган, людей крутых, своевольных, ценящих силу слова и дела. Первым надо найти серебро, освоить эти земли. Местные племена в раздумье: великой монгольской империи давно нет, племена обнищали и обезлюдели, с востока идут китайцы и маньчжуры, с запада – неведомые русские. Для них те и эти – зло, но какое – меньшее? Ган Тумэр решил – лучи, русские. Он отдал сполна ясак и принял власть белого царя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий