Только отзвенит, и в синей дали снова песня душу бередит: "Вдоль Онона всадники скакали..." Это голос матери звенит... Утахан Ононойнгоо эрье дээгуур Унагшаал табидаг hаа, гоёол hэн ха. Ушарhан гансахан амаран тайгаа Уулзаадш тарадаг hаа, гоёол hэн ха...

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Что потеряли буряты, не приобретя ничего взамен?


Заметки на полях судьбы. "Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит..."

Гегель и Ницще, Маркс и Ленин, Пушкин и Маяковский были явлены мне раньше Вивекананды и Ошо, Кастанеды и Цзонхавы, Миларайбы и Хаяма, которых открывал я сам в уже зрелом возрасте. Тернии европейской поэзии и мысли, вживленные в меня, прижились и стали частью моего организма. Но почему я стараюсь не записывать мысли или поэтические строки, которые рождаются именно из этих терний, то есть из опыта европейского или славянского мышления? А записав или опубликовав их, жестоко страдаю? Почему я пренебрегаю своим творчеством?
Наверное, естеству моему должен был быть присущ опыт восточной мысли, восточной поэзии   (от персов, арабов, уйгуров, монголов, тибетцев, японцев, китайцев и т. д), но этого не случилось, эпоха породила совершенно другой продукт, то есть меня. 
И это неосуществленное во мне будет всегда пренебрегать тем, что осуществили со мной.
Если я побеждаю на каких-то непонятных конкурсах и состязаниях, то это означает, что неосуществленное подаёт ещё признаки жизни и вторгается в моё творчество. Так неосуществлённое начинает сотрудничать с тем, что осуществилось. И такое сотрудничество, не подозревая о каких-то авторитетах и масштабах европейской или славянской культур, не признавая Востока и Запада, а потому смешивая их, как в миксере, создаёт свое, отличное от привычного, восприятие. Может быть, из этого когда-нибудь выйдет нечто толковое? К тому же, я не один такой, эпоха породила довольно много разных универсалов, рождённых и живущих в основном вне пределов национальных образований. 

С огромным сожалением я наблюдаю за теми сородичами, которые остались на "безводном" перепутье между своей и чужой культурой, наивно укрепляясь в мысли, что они проводники между Западом и Востоком, подогреваемые такими же людьми других национальностей. Именно в таком состоянии пробужденный эгоцентризм убивает живые организмы. Ведь чужое в них не прижилось, а своё отмерло, а потому они напоминают вымерший лес, где деревья не падают только потому, что они намертво сцепились друг с другом при падении, но уже не имеют корней. Судорожные движения их - самообман и шоу зомби в национальных одеждах на потеху властям. Никакая память или заклинания о величии прошлого и будущего уже не оживит такие организмы, лишенные способности представлять (мечтать), после которого можно созидать. Организм, потерявший корни, питающие и генерирующие его идентичность, а вместе с ними и способность представлять будущее своей идентичности, мёртв и может послужить только компостом для последующих поколений.

Поскольку в мое естество вживлены тернии, то, естественно, плоды их – эгоцентризм, страдания и кровь, победы и поражения, все вместе - себялюбие и гордость, тождественные бесконечной глупости, но только - не созерцательная, то есть деятельная радость сосуществования на равных со всеми живыми существами, не знакомая с искусством подавления в себе эгоцентризма и тоской по неосуществимой гармонии. Ведь естество, которому присуща только гармония, даже не знает и не говорит о гармонии, ибо живёт в ней.
Таковы мои сегодняшние представления о некоторых моментах истории. Но имеющий представления угоден будущему чем тот, кто обращён к воспоминаниям. Повернув голову вспять, нельзя двигаться вперёд… Как сказал Омар Хайям: "Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит..."

Виктор Балдоржиев,
писатель, хори-бурят.



P. S. В Агинском Бурятском округе уже проводятся месячники бурятского (!) языка. На одном из мероприятий в рамках такого месячника организаторы вдохновенно рассказывали настоящие "сказки" по этимологии и истории хори-бурят, говорили только о хори-бурятах, но по лицам собравшихся людей я видел, что в зале находятся представители почти всех родов и племён бурятской народности, а лама после мероприятия сказал, что он хамниган. Интересно, как себя чувствуют в округе представители разных ответвлений бурятского народа - хамниганы, ашебагаты, хонгодоры, эхириты, булагаты, баргуты, сартулы, сойоты, сонголы и множество других людей, когда говорят только об одном ответвлении бурят - хори?

Сегодня утром от нас уехали наши родственники из Монголии. До границы от нас километров пятьдесят... С юных лет замечаю: жители этой страны сожалеют, что не знают или плохо знают русский язык, а их родственники, живущие в России, говоря на русском языке, прямо-таки демонстрируют перед ними своё превосходство, хотя и на русском, и на бурятском (монгольском) говорят одинаково плохо, но сами они об этом даже не подозревают... 

В последние годы очень заметно, что многие жители Монголии легко осваивают английский и другие языки. Но большинству российских бурят иностранные языки даются с трудом или же они не стремятся их знать вообще. Может быть, в Монголии хорошо осваивают иностранные языки потому, что никогда не теряли своего языка? Хорошо знаешь один язык, также основательно можно знать и второй язык? Может быть, в России, потеряв свое и не освоив чужое, людям очень трудно овладеть ещё чем-то, ибо всякая халява выходит боком, а любое дело требует основательности и конечного результата? Итог: месячник родного (!) языка. На официальном уровне... С подобающими такому обществу улусной торжественностью и захолустной гордостью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий